ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКВАЛАЙЗЕРА: ИНСТРУКЦИИ «ШАГ ЗА ШАГОМ»
Когда вы в первый раз беретесь за эквалайзер микшера, хорошая идея – поиграться с ручками, чтобы получше узнать, как они работают. Потому что, когда вы начнете работать над проектом с другими людьми, вы должны быстро получать нужный звук. Следующая процедура поможет вам действовать более эффективно.
- Сброс на «0»
Сбросьте уровни громкости эквалайзера на «0». Обычно это означает установку ручек указателями вверх (не всегда против часовой стрелки). В такой позиции вы ни усиливаете, ни ослабляете ни одну частоту.
Рис. 80. Ручка эквалайзера, установленная на «0».
Даже если эквалайзер имеет выключатель («вкл/выкл.»), все равно его ручка громкости должна быть выставлена на «0», так чтобы включение эквалайзера не произвело никаких последствий и вы могли бы начать с нуля, а не с неизвестной установки. Во многих профессиональных студиях, если вы не нормализовали ручки после своей сессии, вы впоследствии получите нарекание от управляющего.
- Прослушивание
Самая распространенная ошибка неопытного инженера состоит в том, что он начинает крутить ручки эквалайзера, не послушав звучание. Не прикасайтесь к ручкам, если вы не знаете, что собираетесь сделать. Слушайте, пытайтесь найти в звуке что-либо неправильное, и, если все в порядке – не разрушайте его.
Существует много разных деталей, к которым необходимо прислушаться во время эквализации. Три основные вещи: не является ли звук мутным, нет ли раздражающих частот в среднем диапазоне и достаточно ли ярок звук. Если вы еще не сделали этого во время записи на мультитрек, вам стоит по меньшей мере озаботиться каждым из этих аспектов, которые покрывают 75% всего, что предстоит сделать во время эквализации.
а) Устранение мутности (100-800 Гц): проверьте каждый инструмент на мутность звучания. Барабаны-бочки почти всегда нуждаются в устранении мутности (если это не барабан в хип-хопе или рэпе). Другие потенциально мутные инструменты: тома, бас-гитара, пианино, акустическая гитара, губная гармоника. Мутность – обычно около 300 Гц.
Если вы вырежете мутность слишком сильно, инструмент потеряет свой основной звук, т.к. мутность соотносится с телом большинства звуков. Вырезая мутные частоты, всегда проверяйте, не потеряли ли вы также свой низ: низкие низа. Вы можете компенсировать потерю увеличивая в районе 40-60 Гц. Параметрируя эквалайзер в зоне специфической частоты мутности помогает сохранить основной низ звука.
б) Устранение назойливости (1000-5000 Гц): найдите и вырежьте все режущие ухо частоты в среднем диапазоне (1000-5000 Гц). Вокал, электрогитары, цимбалы (включая хай-хэт) часто нуждаются в таком вырезании частот. В зависимости от типа музыки ( а также типа самого барабана) в этом вырезании нуждаются и дробные барабаны. Наилучший способ нахождения раздражающей частоты состоит в прослушивании на большой громкости. Никогда не усливайте и не вырезайте частоты в среднем диапазоне слишком сильно, чтобы не выхолостить звук. Соответственно, вы должны компенсировать высокие (5000-8000 Гц). Параметрируйте эквалайзер в зоне специфических раздражающих частот, чтобы не получить общую потерю яркости.
в) Усиление высоких (5000-8000 Гц): усиление высоких на инструменте, который звучит скучно, например, дробный барабан – часто зависит от музыкального стиля. В R&B, танцах, и большинстве типов рок-н-ролла необходима большая четкость, чем в других стилях. Кантри, мидл-оф-зэ-роад и фолк не нуждаются в таком усилении, они должны звучать более натурально.
- Установка ширины полосы частоты.
Рис. 81. Широкая и узкая полоса вырезания 300 Гц.
б) Вырезая «надоедливые» частоты в среднем диапазоне устанавливайте полосу как можно уже – по той же самой причине. При использовании широкой полосы на вокале, гитарах, цымбаллах – вы потеряете «тело» звука в среднем диапазоне. Звук станет выхолощенным.
с) Усиливая высокие, устанавливайте среднюю ширину полосы. Она звучит более натурально. Если есть сомнения в величине ширины полосы, начните с самой тонкой.
- Проверка – сделали ли вы то, что хотели.
Итак, я привел длинный обзор того, как использовать эквалайзер. Тем не менее, чтобы понять все тонкости, необходим практический опыт. Для тех из вас, кто только начинает, приведу таблицу эквализации известных инструментов, хотя, в действительности, каждый инструмент звучит по-разному.
Частота |
40-100 |
100-200 |
200-800 |
800-1000 |
1000-5000 |
5000-8000 |
8000-12000 |
ИНСТРУМЕНТЫ |
|||||||
Бас |
Низ |
Округлость |
Мутность |
Основа - на маленьких спикерах |
Присутствие (Presense) |
Высокие |
Шум |
Бочка |
Низ |
Округлость |
Мутность |
Высокие |
Шум |
||
Рабочий барабан |
Х |
Полнота |
Мутность |
Присутствие |
Х |
||
Тома |
Полнота |
Мутность |
Присутствие, назойливость |
Высокие |
Х |
||
Напольный том |
Низ |
Полнота |
Мутность |
Присутствие |
Х |
||
Хай-хэт, тарелки |
Х |
Мутность, утечка |
Назойливость |
Ясность, четкость |
Сияние, шипение |
||
Голос |
Гул |
Полнота |
Мутность |
Присутствие, назойливость, «телефон» |
Ясность, четкость, шипение – 6К |
Яскрение, шум |
|
Клавишные |
Низ |
Полнота |
Мутность |
Мутность |
Присутствие |
Ясность |
Гармоники |
Губ. Гармоника |
Педальный шум (Pedal noice) |
Мутность |
Гнусавость |
четкость |
|||
Электрогитара |
Х |
Полнота, кранч |
Мутность, округлость |
Резкость, назойливость |
Четкость, «тонкость» |
Шум |
|
Ак. Гитара |
Х |
Полнота |
Мутность |
Ясность, четкость |
Искрение |
||
Орган |
Низ |
Полнота |
Мутность |
Ясность, четкость |
|||
Струнные |
Низ |
Полнота |
Мутность |
Назойливость, «цифровой» звук |
Ясность, четкость |
Искрение |
|
Медные духовые |
Х |
Полнота |
Мутность |
Округлость |
Ясность, четкость |
||
Конги |
Гулкость |
Полнота |
Мутность |
Ясность, четкость |
|||
Гармоника |
Х |
Полнота |
Мутность |
назойливость |
Ясность, четкость |
Х |
Таблица 4. Таблица эквализации
Частота |
Хайхэт |
Бочка |
Рабочий |
Тарелки |
Тома |
|
Верхние высокие (10-12к) |
+3 |
+3 |
||||
Высокие (5-8к) |
+5 |
+7 |
+6 |
|||
Низкая середина (200-400) |
-9 |
-10 |
-6 |
-6 |
||
Низкие (40-60) |
+2 |
|||||
Частота |
Бас |
Перегр. гитара |
Чистая гитара |
Акк. гитара |
Клавишные |
Вокал |
Верхние высокие (10-12к) |
+4 |
|||||
Высокие (5-8к) |
+3 |
+3 |
+3 |
+2 |
||
Средние (1-3к) |
+5 |
+3 |
||||
Низкая середина (200-400) |
-3 |
-5 |
-5 |
|||
Низкие (40-60) |
+2 |
Хайхэт |
||
Низкие |
Средние |
Высокие |
Вырезать муть в районе 300 Гц. |
Если есть «зудящая» частота – найти и вырезать |
Для большей яркости – приподнять н а3-6 Дб. В районе 12 КГц. |
Бочка |
||
Низкие |
Средние |
Высокие |
Вырезать муть в районе 300 Гц. |
Приподнять высокие в районе 5-6 КГц. Если добавить в районе 12 КГц – добавятся также шумы и звуки тарелок. |
|
Дробный барабан |
||
Низкие |
Средние |
Высокие |
Добавить немного в районе 60-100 Гц, если дробник звучит слишком тускло |
Если есть «зудящая» частота – найти и вырезать |
Добавить 3-10 Дб. в районе 6 КГц. |
Тома |
||
Низкие |
Средние |
Высокие |
Вырезать гул в районе 300 Гц. |
Приподнять на 3-8 Дб. в районе 5 КГц. Для напольного тома – приподнять меньше, чем для навесных. |
|
тарелки |
||
Низкие |
Средние |
Высокие |
Вырезать муть в районе 300 Гц. |
Особенно тщательно вырезать все «зудящие» частоты |
Возможно, приподнять немного в районе 6КГц и/или 12КГц – возможно, это сделает их более резкими |
Басгитара |
||
Низкие |
Средние |
Высокие |
Возможно, приподнять в районе 40-60Гц, если песня «напрашивается» на это. Возможно, вырезать муть в районе 300 Гц. |
Приподнять в районе 1-2КГц, для большего «присутствия», если не слышен отзвук струн. |
Приподнять в районе 5КГц, для большего «присутствия», если микс достаточно чтобы это было слышно. |
Электрогитара |
||
Низкие |
Средние |
Высокие |
По необходимости, приподнять или вырезать в районе 300 Гц. |
Приподнять в районе 3КГц для большей остроты. Вырезать в районе 3КГц для большей прозрачности. |
Приподнять в районе 6КГц для большего «присутствия» и чистоты. Приподнять на 10 КГц для «искрения» |
Аккустическая гитара |
||
Низкие |
Средние |
Высокие |
Вырезать муть и гул в районе 100-300Гц. |
Вырезать 1-3КГц. для придания образу высоты и прозрачности |
Приподнять в районе 6КГц для большего «присутствия» и чистоты. Приподнять на 10 КГц для «искрения» |
Клавишные |
||
Низкие |
Средние |
Высокие |
Вырезать муть в районе 300 Гц. |
Вырезать «завалы» (honkiness) в районе 1КГц |
Приподнять в районе 6КГц для большего «присутствия» и чистоты. |
Вокал |
||
Низкие |
Средние |
Высокие |
Вырезать или приподнять в районе 300 Гц в зависимости от голоса, микрофона, а также использования в миксе |
Прислушаться и вырезать все «завалы» (звук- как в телефонной трубке). |
Приподнять в районе 6КГц для большего «присутствия» и чистоты. |
Медные духовые |
||
Низкие |
Средние |
Высокие |
Найти и вырезать все «зудящие» частоты |