Советы руководителям кружка хомусистов
Игра на хомусе – самый распространённый, красивый вид традиционной культуры, которому можно и нужно обучать всех детей.
Думаю, что первые навыки ребёнок должен получить в дошкольном возрасте, но, конечно, при наличии соответствующего, маленького звучного хомуса. В это время достаточно научить правильно фиксировать хомус, правильно ударять по язычку, извлекать основной звук, выполнять простейшие приёмы игры.
В 6-8 лет, когда меняются молочные зубы, нужно прекратить игру на хомусе. Но в это время работа должна идти в другом направлении: научить слушать музыку хомуса, привить любовь к хомусу. Поэтому необходимо организовать прослушивание игры мастеров-импровизаторов, рассказа о содержании музыки, практиковать рисование после музыки. Такими занятиями надо охватить всех ребят.
Детей в 9-12 лет надо обучать приёмам игры, дыхания, умению играть песни, простые мелодии. Практиковать встречи с хомусистами, проводить конкурсы, смотры с целью отбора наиболее способных учащихся.
Этой работой тоже нужно охватить всех ребят. Для чего можно включить игру на хомусе в программу уроков музыки и традиционной культуры. Среди детей 12-15 лет нужно отобрать желающих и способных, охватить их кружковой работой, заниматься углублённо, обучать тонкостям игры на хомусе. Для таких ребят можно открывать классы в музыкальных школах, чтобы они обучались и музыкальной грамоте, совместной игре с различными инструментами в составе разных ансамблей, оркестров.
Хомусист-импровизатор должен уметь читать ноты и быть готовым к игре в составе национального, инструментального, симфонического оркестров.