Импровизационная игра
доступна не всем. Так может играть хомусист, овладевший техникой игры, умеющий выражать свои чувства через хомус. При импровизационной игре, в отличии от умеренной игры, нет слов, и темп может быть разный. От имитационной она отличается тем, что обязательно имеется тема, содержание, что раскрывается возможностями хомуса. Хомусист импровизирует вокруг одной темы, иногда мелодии, используя самые различные приёмы, подходящие к теме.
Импровизатор, создавая свою музыку, не старается показывать все возможности хомуса, а применяет лишь необходимые для передачи своего настроения приёмы.
Здесь большую роль играет и то, что подходит ли хомус к теме музыки. Так, для подражания кукушке, жаворонку, выговаривания слов песни удобен хомус с достаточно низким основным звуком. Для быстрой современной музыки подходит хомус с коротким язычком, а потому с высоким звуком. А для подражания ветру необходим хомус с очень чувствительным язычком, звучащим от одного дыхания человека.
Один и тот же хомус можно настроить на разный основной звук, закрепляя и меняя величину грузика на кончике язычка.
Музыка должна состоять из трех частей: вступления, раскрытия темы, заключения. Возьмем, например, тему «Ысыах». Ысыах – это вековая традиция. Показывая это, можно начинать со вступительного запева осуохая. Чтобы показать, что ысыах давняя традиция, вначале хомус звучит еле слышно, потом звучание усиливается, но неторопливо и постепенно, как бы приближаясь издалека.
Раньше ысыах открывали с восходом солнца. Поэтому переходом к основной теме служит подражание пению жаворонка, кукушки, проснувшихся с первыми лучами восходящего солнца.
В основной части слышны радость, оживление собравшихся, мелодии их радостных импровизированных песен и танцев, перемешивающихся с голосами птиц, топотом скакунов, голосами играющих детей. Сила звучания, темп игры меняются так же, как меняются запевалы в круговом танце.
В заключении, можно перейти к игре на тему «Осуохай», выговаривая слова текста через хомус.
Или другая тема, «Песня оленевода».
Во время вступления с помощью глоточных звуков, игрой с помощью одного дыхания стараешься показать леденящий холод бескрайних просторов тундры, вой урагана и свист ветра. Природа тундры по-своему красива, неповторима. Живущие там люди имеют свои песни, танцы и обычаи. Потому темой основной части может служить песня молодого оленевода про удачную ли охоту, про счастливую ли любовь.
Начав с тихих нежных северных танцевальных мелодий, постепенно переходишь к ритму оленьей упряжки, несущейся по бескрайним сугробам, беззвучного танца северного сияния в ночном небе.
Звук хомуса, то исчезая за снежными холмами, то появляясь за поворотами тропинки, постепенно удаляется. И вдруг взрывается самыми разными звуками, показывая радость встречи близких людей, закружившихся в радостном, лихом танце «Сээдьэ», которым и заканчивается композиция.
При создании музыки с помощью хомуса необходимо уметь пользоваться постепенным уменьшением звука, сменой ритма, темпа, паузой, длинными и короткими звуками.
Можно воспользоваться известными мелодиями, обогатив их с помощью волшебного звука хомуса.
А если во время игры хомусист разволнуется, попадёт во власть собственной музыки, он, сам того не замечая, начнёт тут же сочинять музыку. Тогда выдуманный добрыми богами, сделанный чудо-мастерами хомус заговорит человеческим голосом, запоёт о счастье рода человеческого.
Его волшебная музыка напомнит о весне, нежная песня облегчит страдания, разгонит печаль, его торжествующая песня приумножит радости, принесёт успех.
Чтобы уметь играть так, чтобы волновать души сотен людей, надо самому поверить в человеческую душу хомуса, в волшебство его музыки, идущее из глубины веков, накопленное многими поколениями мастеров изготовления и игры на хомусе, народными талантами.
А для этого необходимо знать свой родной язык, уважать традиции своего народа, стремиться всегда и везде только к хорошему, доброму, светлому.